Как устроены системы диспетчеризации

Как устроены системы диспетчеризации

Стандартная система диспетчеризации состоит из шкафов автоматики и диспетчерского пункта, которые обеспечивают функции управления, а также сбора данных с определенного инженерного оборудования. В диспетчерском пункте находится один или несколько персональных компьютеров, оснащенных специализированным программным обеспечением. Все оборудование связано с ПК диспетчера через технологическую сеть. Количество сегментов в сети, а также число подключаемых шкафов практически не ограничено. В зависимости от характеристик автоматизируемого объекта диспетчеризации и объема обрабатываемой информации структура построения систем диспетчеризации реализуется в каждом случае индивидуально.

Как появилась диспетчеризация

Зачатки диспетчерской службы появились при переходе от кустарного к заводскому производству, еще в 18 веке. Сначала в виде распределения диспетчером сырья, рабочих, продукции. С развитием серийного производства возникла необходимость налаживания связей между заводами, то есть организации и контроля логистики. Зародившееся диспетчерское управление стало успешно функционировать на железнодорожном транспорте благодаря появлению телефонной связи.

Постепенно диспетчеризация производства стала важной частью в управлении предприятием. Взяв весь опыт из примитивной, современная диспетчерская служба применяет новейшие технологии автоматики, связи и вычислительной техники.

Какие задачи решает диспетчеризация?

Система диспетчеризации обеспечивает многоуровневый комплексный контроль и управление:

  • автоматический сбор рабочих данных и параметров системы, подлежащих диспетчерскому контролю;
  • отображение состояния работы элементов (подсистем, оборудования, устройств) системы и представление информации в удобном для анализа виде (таблицы, графики, диаграммы);
  • бесперебойную диагностику подчиненных объектов по перечню контролируемых параметров, поддерживает внеочередное прохождение сигналов с объектов контроля, которым присвоен высший аварийный приоритет с четким представлением ситуации и окнами контекстной подсказки диспетчеру;
  • ведение журнала событий в автоматическом режиме с персонализацией ответственности за принимаемые диспетчером решения;
  • авторизованный доступ к информации и управлению;
  • технический и коммерческий учет потребителя энергоресурсов (тепло, горячая вода, газ, электроэнергия) в многотарифном режиме и ведение суточных графиков изменения любых контролируемых параметров.

Преимущество применения систем диспетчеризации

  1. быстрая и достоверная диагностика состояния объектов;
  2. возможность замены множества дорогих механических самописцев всего одним персональным компьютером диспетчера с возможностью оперировать информацией в электроном виде с удобной визуализацией;
  3. сбор информации для статистической обработки и прогнозирования, анализ потерь энергоносителей в коммунальном хозяйстве, в особенности при проведении взаимных денежных расчетов;
  4. круглосуточный контроль за работой оборудования;
  5. снижение влияния человеческого фактора;
  6. снижение эксплуатационных расходов.

Виды систем диспетчеризации

Системы диспетчеризации могут быть локальными, удалёнными и гибридными:

Локальная система диспетчеризации расположена внутри одного здания. Такую систему часто используют на складе или производстве.

Удалённая система диспетчеризации предполагает, что диспетчерский пункт располагается на расстоянии от объектов, которыми управляет. Она применяется везде, где требуется удалённый контроль над несколькими объектами — в коттеджных посёлках и т.п.

Локальная система диспетчеризации

Системы диспетчеризации - локальная диспетчеризация

Локальная система – это совокупность оборудования, которое предназначено для местного (локального) управления, защиты, контроля, мониторинга, сбора и передачи технологических параметров инженерного оборудования. Локальные системы являются полностью независимыми системами и могут работать по своему циклу без взаимодействия с системами «верхнего уровня».

Локальная диспетчеризация позволяет передать технологические данные от одной инженерной системы на компьютер оператора. В таком случае получается замкнутая система, другими словами, пульт управления (центр диспетчеризации) с оборудованием находятся в пределах одного здания.

На объекте установлены датчики с разными типами выходных сигналов. Среди них могут быть датчики непосредственно работающие по протоколу modbus, которые подключаются прямо в общую шину;

Modbus — открытый коммуникационный протокол, основанный на архитектуре ведущий-ведомый (master-slave). Широко применяется в промышленности для организации связи между электронными устройствами. Может использоваться для передачи данных через последовательные линии связи RS -485, RS -422, RS -232 и сети TCP/IP (Modbus TCP). Также существуют нестандартные реализации, использующие UDP.

Помимо снятия показаний с объекта, им можно управлять, посылая команды исполнительным устройствам по протоколу modbus.

Через модули ввода датчики подключаются к modbus шине, которая ведет к серверу сбора данных. Длина такой шины не должна превышать 1200 метров. На сервере работает специализированное программное обеспечение SCADA, в котором показания с датчиков отображаются в понятном виде и в визуальной форме.

Диспетчеризация инженерных систем позволяет наблюдать за всеми подсистемами в реальном времени, при этом обеспечивая контроль различных процессов на удаленном расстоянии и просматривать протоколы их работы. Локальную систему диспетчеризации  часто используются на заводах, в производстве, складских комплексах.

Система удаленной диспетчеризации

Системы диспетчеризации - удаленная диспетчеризация

Система удаленной диспетчеризации  объекта – это комплекс программных и аппаратных средств для централизованного контроля за инженерными системами, технологическими процессами. Она помогает контролировать состояние различных объектов, которые находятся на значительном удалении от основного диспетчерского пункта. Наблюдение ведется в режиме реального времени. Контролируются технологические процессы, характер и состояние работы установленного оборудования.

Удаленная диспетчеризация позволяет осуществлять передачу параметров от одной или нескольких автоматизированных систем с территориально удаленных объектов на центральную станцию диспетчеризации с помощью различных каналов передачи данных.

Система широко используется на следующих объектах: складских комплексах, различных промышленных объектах, коттеджных поселках, теплицах, водоканалов, трансформаторных и распределительных подстанций, магазинов. Диспетчер на одном экране видит состояние всех объектов.

Система автоматически собирает рабочие данные и важнейшие параметры, которые необходимо контролировать. Отображает состояние работы отдельных элементов – оборудование, устройств и подсистем. Вся информация предоставлена в виде таблиц, графиков, схем, то есть удобном для анализа виде.

В случае аварийной ситуации диспетчер  получает аварийные сообщения сразу, так как ведется постоянная и бесперебойная диагностика. Диспетчер отслеживает динамику показаний и аналитические отчеты. В автоматическом режиме ведется журнал всех событий и действий оператора. Ведутся суточные графики изменения всех параметров, подлежащих контролю.

Удаленная диспетчеризация позволяет осуществить передачу данных от одной автоматизированной системы с удаленных объектов (территориально) на центральную станцию диспетчеризации, что обеспечивается при помощи различных каналов передачи информации. Данный вид диспетчеризации применяют для объединения нескольких объектов или зданий, которые имеют локальную диспетчеризацию.

Заказать техническое обслуживание систем диспетчеризации

Производственно-техническая группа (ПТГ) «Контур безопасности» проводит техническое обслуживание слаботочных систем, включая системы диспетчеризации различных категорий сложности на объектах, которые расположены в Москве и области. Мы обеспечиваем полноценную работу оборудования, которое входит в состав пожарных, охранных и других комплексов различной конфигурации. Кроме обслуживания мы также выполняем проектирование систем, настройку, ввод в эксплуатацию, ремонт и модернизацию.